-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Wes_nik

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.11.2011
«аписей: 1714
 омментариев: 683
Ќаписано: 2431


»стори€ пластилиновых м-ф.

„етверг, 01 ћарта 2018 г. 17:29 + в цитатник

»стори€ мультфильма «ѕластилинова€ ворона» — несомненного шедевра советской мультипликации — началась солнечным днЄм 1978 года на одном из пл€жей  октебел€. »менно там два киевских мультипликатора — јлександр “атарский и »горь  овалЄв — познакомились с ленинградским музыкантом √ригорием √ладковым. Ёта встреча коренным образом изменила судьбу этих, пока ещЄ никому не известных, людей.

ѕоводом дл€ знакомства стала детска€ песенка о жанрах живописи, которую √ладков написал на стихи јлександра  ушнера: ≈сли видишь: на картине Ќарисована река, »ли ель и белый иней, »ли сад и облака, »ли снежна€ лавина, »ли поле и шалаш, ќб€зательно картина Ќазываетс€ — пейзаж… ¬ голове мультипликаторов тут же по€вилась иде€ сн€ть на песню мультфильм, построенный на рисунках детей. » хот€ в титрах потом укажут, что рисунки вз€ты из киевского ƒома пионеров, на самом деле рисовал их сам  овалЄв — причЄм левой рукой, чтобы добитьс€ аутентичного детского примитивизма.

¬ процессе работы над мультфильмом произошла ещЄ одна судьбоносна€ встреча. ¬  иев заехал именитый автор «„ебурашки» — Ёдуард ”спенский. ”видев, как два мультипликатора воплощают свои оригинальные идеи на простом самодельном станке, он решил вз€ть таланты под свою опеку. ¬ то врем€ ”спенский был художественным руководителем творческого объединени€ «Ёкран», поэтому “атарский и  овалЄв переехали работать в ћоскву. ќ √ладкове тоже не забыли.   тому времени у “атарского уже оформилась иде€ сделать мультфильм некой трилогией, где кажда€ часть была решена в своей художественной стилистике и основывалась на какой-то песне. ƒл€ второй части — «»гра» (««акрывать и открывать глаза») — было выбрано стихотворение ќвсе€ ƒриза, а вот с третьей возникла загвоздка…

 

ƒело в том, что “атарский хотел сделать еЄ пластилиновой, и сам материал требовал, чтобы на экране происходили посто€нные метаморфозы. ѕоэтому режиссЄру очень понравилось одно из стихотворений ”спенского со словами: »сторию серьЄзную, ј может, не серьЄзную, ј может, просто сказку я расскажу сейчас. ќднажды было это… ј может, и не это, ј может, не однажды, ј дес€ть тыс€ч раз. ¬ одном старинном парке, ј может, и не в парке, ј может, в зоопарке — родител€ми жил ќдин смешной слонЄнок, ј может, поросЄнок, а может, крокодил… Ќо вот беда — оказалось, что в 1975 году режиссЄр Ѕорис јрдов уже сн€л по этому стихотворению мультфильм «—лоно-дило-сЄнок».

јлександр “атарский: «я расстроилс€, ”спенский уехал на дачу, а через день вдруг привЄз мне м€тую бумажку (видимо, в электричке писал), где было уже другое стихотворение — „ј может быть, ворона, а может быть, собака…“ ќн просто вз€л тот же приЄм и похулиганил с известной басней  рылова „¬орона и Ћисица“». √ригорий √ладков: ««а основу вз€ли басню  рылова и написали так, будто двоечник вспоминает стихотворение, а вспомнить не может».

“€желей всего пришлось √ладкову. Ќе успел он приехать на электричке в ћоскву, как ему пришлось сразу сочин€ть целых две песни — в тот же день их надо было представить худсовету. Ќадо сказать, что с заданием √ладков справилс€ на удивление быстро. ƒа ещЄ и успел «похулиганить», напичкав «ѕластилиновую ворону» разными музыкальными цитатами. Ќадо сказать, что √ладков был давним поклонником музыки кантри (впоследствии он станет одним из руководителей первого советского ансамбл€ в подобном жанре —  ” ”–”«ј). Ќедаром многие слушатели, не без оснований, слышат в «ѕластилиновой вороне» мотив ирландской народной песни «Whiskey in the Jar». ј в отрывке, где поЄтс€ «ј тут лиса бежала…», откровенно процитирована мелоди€ хита ƒжорджа ’аррисона «My Sweet Lord». √ригорий √ладков: «ј ещЄ там туш, русский романс, гамма в финале. “акой питерский юмор расцвЄл на произведени€х рок-клуба первой волны, когда были «ќќѕј– , ј ¬ј–»”ћ, —“–јЌЌџ≈ »√–џ и многие другие».

√ригорий √ладков и Ёдуард ”спенский ‘ото: ћикл€ев —ергей, “ј——, »сточник ƒл€ каждой песни мульт€шной трилогии был выбран свой исполнитель. «ќ картинах» исполнил сам √ладков. ƒл€ исполнени€ ««акрывать и открывать глаза» хотели пригласить ”тЄсова, но тот был болен. “огда позвали артиста эстрады јрнольда √умницкого, который здорово имитировал «утЄсовскую» манеру, но его не утвердил худсовет. ¬ результате песню исполнил Ћеонид Ѕроневой, хот€ тоже не без претензий. Ќекоторые полагали, что нехорошо давать детскую песню тому, кто ассоциируетс€ с ролью группенфюрера —— ћюллера.

„то касаетс€ «ѕластилиновой вороны», то еЄ исполнили два ведущих передачи «–адион€н€» — јлександр Ћевенбук и Ћев Ўумелов. ѕравда, когда песню уже записали, то неожиданно вы€снилось, что она превышает необходимый хронометраж — семь минут вместо п€ти. ¬ результате, запись пришлось ускорить (как сказал, √ладков «забуратинить»), из-за чего песн€ стала только смешней. ¬осхитительные метаморфозы в «ѕластилиновой вороне» стоили создател€м колоссального труда. »горь  овалЄв сразу за€вил “атарскому, что пластилин он вр€д ли осилит, но работу начал… »горь  овалЄв: «—аму ѕластилиновую ворону и ƒворника € сделал, скажу честно, за день… Ќо других персонажей… ¬ основном их делала Ћена  осырева. ¬от отчего так вышло. «вонок из  иева. ѕапа умер. 55 лет. я уехал в  иев. ќбещал —аше, что приеду через п€ть дней. «адержалс€. ќн был обижен. ћне же безумно понравились персонажи, которые смастерила Ћена. ќни все сделаны в одной стилистике».

Ќа изготовление мультфильма ушло 800 кг пластилина, а сам процесс съЄмок происходил «задом наперЄд». —начала на стекле лепили необходимую картину, потом еЄ ломали, после чего плЄнку крутили в обратном направлении. ¬ итоге казалось, что объекты по€вл€ютс€ из бесформенной массы сами собой. Ќа этом трудности не закончились. ¬есЄлый и абсурдный мультфильм долго не хотели выпускать, называ€ его «безыдейным». ’от€ в «ѕластилиновой вороне», как и в басне  рылова, была сво€ «полезна€ мораль» — звучала она как издЄвка, ибо не имела никакого отношени€ к остальному сюжету: »дею этой сказки, ј может, и не сказки, ѕоймет не только взрослый, Ќо даже карапуз: Hе стойте и не прыгайте, не пойте, не пл€шите “ам, где идет строительство или подвешен груз!

—итуацию спас режиссЄр Ёльдар –€занов. ¬ то врем€ он вЄл на “¬ передачу « инопанорама», где и пустил в эфир «ѕластилиновую ворону». ƒл€ этого мультипликаторы даже специально сн€ли сценку с пластилиновым –€зановым. я эту премьеру застал, мультик страстно полюбил, а позже даже переиначил под «¬орону» песню ќлега ћит€ева — этот назойливый хит пионерлагерей: »згиб гитары жЄлтой, ј может, и не жЄлтой, ј может, не гитары, ј может, не изгиб…  аково же было моЄ удивление, когда оказалось, что подобна€ шутка приходила в голову и другим люд€м. ѕоистине — идеи летают в воздухе… √ригорий √ладков: «ѕосле „¬ороны“ мы проснулись знаменитыми: чуть ли не каждый день звучала то песн€, то музыка из этого мультфильма. ƒети дарили игрушки и рисунки с изображением вороны. Ќа даче и дома у мен€ были забиты ими все полки, пришлось даже строить стеллажи. ѕоступило много предложений из театров, особенно кукольных, написать им музыку».

¬ 1983 году песенки из «ѕластилиновой вороны» были перезаписаны дл€ пластинки — на этот раз в исполнении √алины —мучинской.

¬ этом же году “атарский и √ладков приступили к работе над следующим пластилиновым мультиком — «ѕадал прошлогодний снег».

јвтор: —ергей  урий

 оммент:

— ¬идимо, ”спенскому понравилось импровизировать на тему «…а может быть». —амое ранее произведение на эту тему, насколько € знаю, было опубликовано в первой книге, собравшей под обложкой јрканова, √орина, ”спенского и  амова, изданной в 1966 г. “ам даже начало то же самое:

«ќднажды было это,ј может, и не это,

ј может, не однажды, ј дес€ть тыс€ч раз.

ќдин хороший парень, ј может, и не парень,

ј может, не хороший, ј просто молодой,

—идел с женою в парке, ј может, и не в парке,

ј может, не сидел он, ј может, не с женой…»

ѕосле знаменитого мультика «ѕластилинова€ ворона» имена јлександра “атарского и композитора √ригори€ √ладкова прозвучали на всю страну. ¬от только последнего ещЄ долго путали с другим √ладковым — √еннадием, написавшим музыку к «Ѕременским музыкантам».

ќчередным пластилиновым шедевром “атарского стал мультфильм «ѕадал прошлогодний снег». Ёто была ещЄ одна абсурдна€ феери€ — на этот раз про непутЄвого мужичка, которого жена послала в лес за Єлкой, а лес оказалс€ волшебный.

«ѕадал прошлогодний снег» произвЄл на мен€ в детстве такое неизгладимое впечатление, что порою мне кажетс€, что это вообще мой самый любимый мультфильм. ¬от и перед написанием этой статьи об истории мультфильма € пересмотрел его в энный раз и снова испытал тот же самый восторг. Ќевзира€ на то что помню сюжет почти наизусть, а множество фраз главного геро€ давно перекочевало в мой лексикон. «ћаловато будет! ќ! ¬от это мой размерчик». «Ћадно скроен, ловко слеплен — ну, вылитый € в молодости». «”ж послала — так послала». «—несу-ка его на €рмарку. “ута дураков много, а зайцев, поди, мало». «ћы, бо€ре — народ работ€щий. “ака€ уж наша бо€рска€ дол€». « то тут, к примеру, в цари крайний? Ќикого? “ак € первый буду». «»ди, говорит, и без Єлки не возвращайс€. ј зато с Єлкой, говорит, возвращайс€». «¬ теле така€ при€тна€ гибкость образовалась… “олько в себ€ превратитьс€ не могу». «ќтпустите мен€, тЄтенька… я волшебное слово знаю — „ѕожалуйста“». «ќх, уж эти сказки! ќх, уж эти сказочники». « онец-конец…  онцы в воду!»

ѕомню, как одной моей знакомой — бывшему музработнику — подарили старое пианино. ’от€ девушка уже работала в другой сфере и жила на съЄмных квартирах, от подарка она не отказалась и при каждом переезде таскала за собой этот громоздкий инструмент (на котором, к тому же, почти не играла).  ак тут было не процитировать фразу: « ак царЄм заделаюсь, первым делом — пианину! ј что это за жизнь без пианины?»

“рудно поверить, что поначалу в этом мультике текст не планировалс€ вообще — присутствовали лишь одни восклицани€ «ќх» и «јх». ќднако руководство студии попросило сделать сюжет более конкретным — как оказалось, не зр€. “атарский призвал на помощь сценариста —ерге€ »ванова, и они вместе стали придумывать фразочки, ставшие потом крылатыми. ¬ работе над образом мужичка (этакого «активного бездельника») помогли и телефонные розыгрыши, которыми режиссЄр баловалс€ ещЄ в киевский период своей жизни.

√ригорий √ладков: «” “атарского и  овалева была магнитофонна€ пленка под названием „ƒегенераты у телефона“, на которую они записывали самых высокопоставленных чиновников. —пециально дл€ этого придумали забавного персонажа — тупого водител€ по имени —емЄн Ўвырь, который разговаривал на суржике. ѕотом точно так же — „ћаловато будет!“ — заговорил герой мультфильма „ѕадал прошлогодний снег“».

»зр€дный вклад в образ мужичка внЄс и голос —танислава —адальского.  стати, поначалу мультик позвали озвучивать Ћию јхеджакову, но еЄ работа “атарскому не понравилась. —адальский же, недолго дума€, решил повторить манеру своего геро€ из к-ф «ћесто встречи изменить нельз€» — шепел€вого карманника  ирпича. ѕравда, в титрах актЄра не указали. ѕеред выходом мультфильма он был застигнут в гостинице с иностранной гражданкой, а тогда такие св€зи не поощр€лись.

Ќазвание мультика тоже мен€лось. ѕервым было то ли «®лки-палки, лес густой», то ли «–аз — мороз, два — мороз» (тут «показани€» √ладкова в разных интервью расход€тс€). Ќо однажды музыкант сыграл “атарскому очередную песню на стихи ј.  ушнера «ѕадал снег», и режиссЄра осенило. ќн добавил туда слово «прошлогодний», решив, что такое парадоксальное название идеально подходит мультфильму. Ќа поверку оно оказалось не таким уж парадоксальным…

√ригорий √ладков: «…одна девочка написала в —ети, что €вление „прошлогодний снег“ существует. Ёто снег, который выпадает 31 декабр€. ѕересека€ черту нового года, к земле он уже приближаетс€ прошлогодним».

—танислав —адальский: «¬есь наш абсурдный, фантастический фильм он построил на одной фразе, которую считал гениальной: „ѕадал прошлогодний снег“. ћне он долго пыталс€ объ€снить: — “ы понимаешь… ноль часов, ноль минут. Ќет прошлого, будущего, нет насто€щего. ≈сть безвременье, междумирье. ¬се замерло. ј снег идет… ѕрошлогодний, понимаешь?»

ѕесн€ «ѕадал снег» в мультфильм не вошла — музыку дл€ него √ладков писал специально.  омпозитору очень хотелось, чтобы звучала одна гитара и забавный инструмент казу (это когда дуют на бумажку и получаетс€ звук, похожий на треск расчЄски). —егодн€ это покажетс€ смешным, но руководство студии подобному лаконизму долго противилось — тогда было прин€то об€зательно приглашать оркестр…

Ѕольша€ часть музыки √ладкова вполне соответствовала общему настрою мультфильма — была мажорной и забавной.ќднако к концу в сюжете стали проскальзывать нотки грусти. Ќесмотр€ на то что мужичок — откровенный дурачок и хвастун с головой, набитой пошлыми и глупыми мечтами, нам почему-то становитс€ его жалко. ќсобенно, когда он усаживаетс€ на мостик, достаЄт флейту и начинает играть финальную тему — красивую, пронзительную, щем€щую… “атарский сознательно стремилс€ к этому неожиданному контрасту, чтобы придать своему мультфильму «феллиневское» чувство трагикомедии.

јлександр “атарский

√ригорий √ладков: «Ёто был один из самых весЄлых дней в жизни, мы были на даче ”спенского, было много шуток, весель€. —очин€ли сценарий. ќчень весЄлый день был. » јлександр “атарский говорит — сочини в конце такую мелодию, чтобы нас под неЄ хоронили. » € сел один, так нашЄл место на веранде и вот эту мелодию сочинил».

ѕо словам “атарского, этот мультфильм, как и «ѕластилинова€ ворона», подвергалс€ посто€нным придиркам и нападкам.

јлександр “атарский: «Ётот фильм вообще был запрещен, положен на полку, и формулировки были гораздо более гадкие. ≈сли „¬орона“ — просто безыдейна€ глупость, то это уже русофоби€, издевательство над советским человеком. ѕотому что в фильме всего один герой, и он русский (он же в шапке, мужик), и при этом он идиот».

ѕодобные рассказы творцов о цензуре и притеснени€х советской эпохи звучат с такой регул€рностью и посто€нством, что поневоле вызывают р€д недоумЄнных вопросов.

1.  аким же образом эти произведени€ всЄ-таки выходили и обретали массовую попул€рность? Ќеведомым Ѕожьим промыслом? ѕо блату? ѕродавались на «чЄрном рынке»?

2. ћного ли фильмов, положенных на полку, оказались действительно талантливыми? я вот могу вспомнить только «ѕроверки на дорогах» √ермана и «ѕропавшую грамоту» »вченко.

3. ѕочему в постсоветскую эпоху творцы не завалили нас шедеврами, «свободными от тисков цензуры», а вылили (и продолжают выливать) на головы зрителей ушаты псевдохудожественного дерьма?

4. ƒа и разве цензура куда-нибудь исчезала? “огда она была идеологической, а теперь вам просто не дадут денег (причЄм и «идеологическа€» составл€юща€ осталась — только сменила знак на противоположный).

5. », наконец, неужели вы думаете, что творцы других стран и эпох не сталкивались с похожими трудност€ми?

¬ этом контексте весьма показателен ещЄ один рассказ “атарского:

«я хотел снимать „ѕрошлогодний снег“, а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом. я сопротивл€лс€ и орал. —кандал длилс€ четыре дн€. ј на п€тый € пришел и сказал: „’орошо. я хочу снимать мультфильм про Ћенина“. “ут они напр€глись: „Ёто что еще за мультфильм?“ „Ќу как, — говорю, — Ћенин был очень веселый человек. —делаю смешное кино про Ћенина — все обхохочутс€“. ќни пон€ли, что положат на стол партбилеты за такое кино. —просили: „ј можно не про Ћенина?“ — „я известный режиссер, хочу про Ћенина“. ƒве недели ходил и требовал — хочу про Ћенина! ≈ще потом придумал, что фильм будет по рассказу «ощенко про Ћенина. » добилс€ того, чего хотел, — делай что хочешь — только не про Ћенина! » € сделал „ѕрошлогодний снег“».

—кажите, вы верите, что всЄ было именно так? ј если верите, то понимаете, насколько «крут» был “атарский?

 ак вы уже пон€ли, премьера «ѕрошлогоднего снега» всЄ-таки состо€лась — причЄм пр€мо накануне Ќового 1984-го года. Ѕолее того — мультфильм выиграл приз на ћеждународном кинофестивале в ¬арне (Ѕолгари€). ѕравда, “атарского даже не поставили в известность, что «ѕрошлогодний снег» участвует в конкурсе — о своей победе он узнал по телевизору.

 акое-то врем€ карьера режиссЄра шла по нарастающей. ¬ 1984-м он сн€л ещЄ один мультипликационный шедевр — «ќбратна€ сторона Ћуны». ѕотом гр€нула перестройка, и в 1988-м “атарский создал первую независимую студию «ѕилот».  азалось бы, чего ещЄ желать? ќднако с концом советской эпохи (о котором режиссЄр даже сн€л сатирический мультик «ѕутч») оказалось, что денег на выпуск мультфильмов найти крайне трудно — приходилось снимать рекламу и клипы (надо признать, даже в этой сфере “атарский работал привычно талантливо). ѕоследним достижением режиссЄра стал созданный под его руководством многосерийный мультипликационный цикл «√ора самоцветов», основанный на сказках народов –оссии. Ћично дл€ мен€ этот блест€щий цикл стал неким прощальным реквиемом по советской мультипликации — еЄ разнообразию и своеобразию.   сожалению, в нынешних мультфильмах € вижу только попытки копировать западные образцы, не привнос€ ничего нового. Ётакий обречЄнный бег за чужим паровозом…

¬ 2007 году јлександра “атарского не стало. —лова режиссЄра, сказанные когда-то √ладкову, не были пустыми — хоронили его под ту самую музыку из «ѕрошлогоднего снега». — этого момента жена режиссЄра больше никогда не будет смотреть знаменитый мультфильм — теперь с ним будут св€заны слишком т€жЄлые воспоминани€…

„то касаетс€ √ригори€ √ладкова, то он до сих пор продолжает сочин€ть песни и выступать перед детьми. ’от€ о былой славе времЄн мультфильмов “атарского и группы  ” ”–”«ј ныне остаЄтс€ только мечтать…

√ригорий √ладков: «…так называемое детское творчество, о котором мы сейчас говорим, будь то детский композитор, поэт, художник, писатель — это человек, который с помощью искусства пытаетс€, наверное, оставить ребЄнка в себе. “о есть это детский метод в творчестве взрослого. “ак же, как есть импрессионизм, абстракционизм, реализм, есть и детский метод — когда взрослый сочин€ет, как ребЄнок. » „детское“ здесь условно».

–убрики:  »нтересное
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку