-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Wes_nik

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.11.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 2538



—≈ –≈“џ —Ћј¬яЌ— ќ√ќ ƒќћј

ѕонедельник, 02 ћарта 2015 г. 13:17 + в цитатник

Ќаше поколение, в основном, привыкло к квартирам. » даже те, кто родилс€ в селе, стрем€тс€ строить свои семьи уже в городах, в многоэтажках. ƒа и само жилье большинство слав€н сегодн€ воспринимают просто как место, где можно покушать, поспать, посмотреть телевизор. ћожет, потому, покинув такой дом, человек не чувствует к нему никакой прив€занности?

ј ведь раньше дом дл€ слав€нина был и столовой, и крепостью, и храмом. ƒом был живым, и уход за ним не ограничивалс€ простой уборкой.  аждый человек знал, что в хате есть свои магические места, символические предметы обихода, с помощью которых можно ладовать пространство вокруг себ€, защититьс€ от темных сил, прит€нуть достаток, здоровье и радость.

ѕорог
„ерез порог вход€т и выход€т из дома. ѕредки понимали, что это не только граница между домом и улицей, но и между внешним пространством и пространством родовым, в котором пребывает семь€. ѕоэтому порог упрашивали, чтобы людей, которые переступают его с лихими помыслами, он заставл€л спотыкатьс€ и оставл€ть все плохое вне дома.

 роме этого, порог также €вл€етс€ границей между миром живых и мертвых (под порог раньше закапывали прах предков, старейших в доме, чтобы те охран€ли род). ѕо этой причине долго сто€ть на пороге (или в воротах, по тому же принципу) запрещалось беременным женщинам.

„ерез порог никогда не выметали мусор, чтобы не вымести кого-то из семьи. Ќельз€ его переступать одной ногой обутой, а второй босой – иначе не женишьс€ или не выйдешь замуж. “акже через порог не передавали никаких вещей и не подавали руку. Ќекоторые из этих примет мы помним и сегодн€.

ѕокутье
“радиционно покутье размещалось по диагонали от печи. “ам находились образы Ѕогов, рушники божники (специальные вышитые полотенца дл€ украшени€ образов), домашние предметы большой ценности. “ам же и размещалс€ стол, накрытый скатертью.

ѕод образами висела лампадка, которую зажигали на праздники и во врем€ молитвы. ѕокутье украшали вишневыми веточками, травами (розами, васильками, черемухой, м€той), позже – €ркими бумажными цветами. ѕо народной традиции, покутье должно быть «лицом к солнцу», поэтому застольное окно, возле которого и размещали покутье, делали на восток.

Ќачина€ со сбора первого урожа€ и засевом нового, на покутье сто€л пучок колосьев, символ достатка, «чтобы в доме хлеб не переводилс€». Ёти колось€ были осв€щены, и зерна из них добавл€ли в пшеницу, которой весной засевали поле. “ак же там хранили св€тую воду с яр-ƒана, сретенские свечи-громнички, веточки вербы с ¬ербного ¬оскресень€. ≈сли в доме кто-то болел, ему давали напитьс€ св€той воды, протирали ею больные места.

—адитьс€ возле покуть€ предлагали самым желанным и важным гост€м. ѕерва€ купель новорожденного происходила возле покуть€, и туда же головой ложили человека, покинувшего явный мир. Ќа этом св€щенном месте также почитали молодоженов и их божатых. ¬се важные событи€ человеческой жизни были св€заны с этим домашним храмом.

∆ивыми и волшебными в доме считались не только места, но и некоторые важные предметы обихода, такие как дижа (емкость дл€ замеса теста на хлеб), сундук («скрин€»), рушники, кровать, колыбель, ложки, веник, иголки и многие другие.

ѕечь
≈сли покутье самое св€щенное место в доме, то печь, безусловно, самое мистическое. ѕечь почитали издавна, ведь она давала и тепло, и возможность дл€ приготовлени€ пищи и выпекани€ хлеба, а главное – в ней жил огонь, защитник и хранитель семьи, про€вление ќгн€-—варожича. ѕечь держали в чистоте, девушки разрисовывали ее цветами. Ќа ”краине при печи, так же, как и при женщине, ребенке или образах, нельз€ было лихословить («—казав би, та п≥ч у хат≥»). ”же только суд€ по этому, можно себе представить, насколько чище и светлее был тот древний предковский дом, чем наши квартиры, из окон которых по вечерам нередко доноситс€ пь€на€ и трезва€ ругань. ѕусть у большинства из нас нет печей, но это не помеха дл€ того, чтобы унаследовать такой прекрасный пример и следить за тем, что говорим, ведь в это мы вкладываем свою силу.

“акже слав€нским ведающим матер€м было известно, что приготовление пищи – насто€щее магическое действо, ведь в еду хоз€йка добавл€ет не только соль, овощи, приправы, но и свои мыслеобразы, чувства. ѕоэтому когда в печи готовилась еда, всем членам семьи запрещалось кричать и громко хлопать дверью. ј когда выпекали хлеб, то вообще дверь закрывали на замок, чтобы никто чужой не вошел (считалось, что это прит€нет в дом бедность).

”борку дома следовало начинать от двери до печи, а не наоборот, и сам мусор нужно было сжигать в печи: верили, что в домашнем мусоре сохран€етс€ энергетика жильцов, поэтому на улицу его не выбрасывали, чтобы обезопасить себ€ от чужого негативного вли€ни€. Ќекоторые читатели, возможно, подумают, что предки были уж чересчур бо€зливы и суеверны, но это не так. Ѕылые времена – это времена магии, котора€ была большой частью самой жизни, мировоззрени€. “огда кажда€ женщина знала самые простые способы сн€ти€ порч, сглазов и других вли€ний. —о знанием дела примен€ла самые нужные в лечении травы и самые важные дл€ ведени€ хоз€йства заговоры. Ќе менее известными были также способы навредить, и во все времена находились и наход€тс€ люди, которые не брезгуют ими. ѕоэтому защита на самом деле была нужна.

Ќа печи очень любит отдыхать домовой. ¬ народных предани€х нередки случаи, когда он спихивал с печи женщин, которые не прочь полежать без дела.

¬ажной деталью в домашней магии был дымоход – словно портал между явью и ѕравью. ¬ дымоход на ночь подвешивали травы, собранные на  упала, чтобы они стали более сильными.  огда возвращались с похорон, прикладывали руки к печи и загл€дывали в дымоход, чтобы не привиделс€ покойник.

„тобы защититьс€ от пожара в сильную грозу, в печь бросали несколько веточек осв€щенной на ¬ербное ¬оскресенье вербы.

ѕечь никогда не оставл€ли пустой. ¬ не закладывали на ночь дрова, чтобы просохли на утро, или ставили воду, чтобы нагрелась.

—тол
—тол в доме издавна был своеобразным алтарем. ѕервым, что заносили в новый дом, был застеленный стол, на котором лежал хлеб. „ерез стол молода€ передавала жениху платок, показыва€ свое согласие. ј главное – за столом семь€ трапезничала, а общее прин€тие пищи – это насто€щий обр€д единени€, мира и дружбы.

Ќа стол нельз€ было садитьс€, ведь на него кладут хлеб, а хлеб – св€щенный (некоторые люди верили, что если девушка будет садитьс€ на стол, то на ее свадьбе каравай треснет, а это очень плохой знак). —читалось также, что едой, оставленной на столе, угощаютс€ домашние духи, поэтому там не оставл€ли ножи, ключи и спички.

ћолодежь не садилась на углу стола, иначе можно остатьс€ без жениха или невесты.

”гощали гостей только на застеленном столе.

ƒижа
’леб всегда был св€щенным дл€ нашего –ода, от него зависело выживание и благополучие. ¬ одну буханку вложено массу труда и энергии. Ёто самое живое, любимое и дорогое творение наших рук, и потому именно его мы жертвуем Ѕогам и ѕредкам. —оответственно, емкость, где творилось волшебство зарождени€ опары, а потом готовка самого теста, также считалась особым предметом. Ќовую дижу наполн€ли свежей водой и давали напитьс€ корове. “акой обр€д приносил достаток в дом. “олько потом ее использовали по назначению. ѕосле каждого раза дижу тщательно чистили изнутри луком с солью. “акже в народе существовало поверье, что в дижу нельз€ загл€дывать парн€м, а то не будут расти усы и борода.

—крын€

ќчень важным предметом домашнего обихода была скрын€ (сундук дл€ одежды). ќна переходила в наследство от матери к дочери. „асто ее украшали обережной резьбой. ¬ ней хранилось самое важное дл€ девушки – приданное, которое она сама должна была выткать и вышить: сорочки, свадебные рушники, платки, постельное белье. “ак же там хранились украшени€, дорогие пуговицы и другие женские «сокровища». “уда клали также заговоренное зелье, что способствовало лучшему хранению и защите вещей. —крын€ как наследство была не просто сундуком, но символизировала передаваемые от матери к дочери традиции, багаж знаний и умений.

ƒаже в услови€х современной жизни мы могли бы приобрести или заказать мастеру крепкий, украшенный обережной резьбой, комодик, который потом подарили бы дочери или невестке вместе с украшением бабушки или своим же свадебным рушником, если жизнь с мужем удалась, на счастье и лад в семье. ћы часто сокрушаемс€, мол, традиции ушли, но не лучше было бы их возобновить пр€мо сейчас, начина€ со своей семьи?

 ровать
ќчень важным предметом мебели, конечно же, была кровать. ≈е ставили в хорошем месте. ќпредел€ли такие зоны с помощью кошки: где она с€дет, там кровать ставить нельз€. “акже нельз€ спать ногами к двер€м. ∆енщины вышивали на подушках и простын€х родовые символы своего мужа, обережные знаки. ¬едь нужно продолжать род, а зачастую женщина приводит в явь души из рода мужа. ѕод кровать, в качестве защиты от злых сил, клали чеснок, каштаны, €нтарь.

 олыбель
Ќе менее серьезно относились и к колыбел€м. ƒл€ девочек колыбельку делали из женского дерева, а дл€ мальчиков – из мужского. ¬ешали ее в таком месте, откуда ребенок мог видеть рассвет. ≈сли родители хотели, чтобы у ребенка про€вились определенные способности, в колыбель клали соответствующие предметы.

Ќи в коем случае нельз€ качать пустую колыбель. —читаетс€, что это может сильно навредить ребенку. ≈сли молода€ женщина, у которой еще нет детей, покачает колыбель, значит, скоро у нее по€витс€ ребенок.

Ћожка
ќчень много поверьев св€зано с ложками. ¬ народе были распространены амулеты на достаток в виде ложек, часто такие дарили молодоженам. —читалось, что нельз€ есть вдвоем одной ложкой, а то можно поссоритьс€. ≈сли с вечера ложки не убраны и вал€ютс€ по дому, жильцы будут неспокойно спать. Ќельз€ мыть посуду (а также выносить мусор) после заката. “акже нельз€ ложками стучать, а то будет ссора в доме.

¬еник
ћагическим предметом также считаетс€ веник. ¬едь уборка помещени€ проходит не только на физическом уровне, но и на тонком. „ем чище дом – тем светлее энергии в нем пребывают. » с веником как с инструментом очищени€ от гр€зи обращались очень осторожно. ¬ него можно вплетать антидемонические травы (помню, у бабушки был один веник дл€ погреба, полностью из полыни), что усилит очистительную силу. ѕоскольку веник все врем€ соприкасаетс€ с мусором, его нельз€ ставить в стороне покуть€. Ќельз€ им никого бить, иначе на человека нападут «злыдни» (духи, принос€щие бедность, нищету) или болезни. ¬еник нельз€ жечь, иначе будет сильный ветер. ƒо сих пор мы просим, чтобы нас «не обметали», и не переступаем через веник. √овор€т, что, переступив через веник, можно заболеть.

»голка
»голки были когда-то очень ценными. Ёто сейчас их можно купить дешево почти везде. ј раньше их нужно было изготовить вручную (а работа с металлом была намного т€желее), да и стоили они дороже. ѕоэтому их берегли, старались не поломать и не потер€ть. Ќичего не шили и не вышивали по п€тницам и воскресень€м. ≈сли иголку одалживали, то только с ниткой, а то не будет пр€жа родить и останешьс€ без сорочки. Ѕольшой кривдой считалась кража иголки.

 ак наполнить современный дом жизнеутверждающей силой
—егодн€ мы живем не так, как жили предки. Ќо это не помешает нам вз€ть из уход€щей в невозвратимое прошлое традиции самое ценное, мудрое и нужное. ћногие люди скептически относ€тс€ к магии, приметам, знакам. Ќо представьте себе, что слав€не живут на своей земле тыс€чи и тыс€чи лет. «а это врем€ все ненужное, нерабочее, неправдивое однозначно забылось бы и стерлось из пам€ти. ¬едь в культуре каждого народа, как и в лесу, выживают сильнейшие: самые важные притчи и послани€, сказки, легенды, поведы о Ѕогах, но также и важные ориентиры подсказки в виде суеверий, знаков, символов и мини-ритуалов, которые не были придуманы просто так от скуки, а помогали выживать и считывать подсказки пространства нашим предкам целые тыс€чи лет.

ћожно выбросить это на помойку пам€ти. Ќо можно также использовать с умом, благодарностью и любовью, наполн€€ свой дом слав€нским духом, светом и ладом, осознава€, что все, что нас окружает, живое, и из каждой, вроде бы неодухотворенной вещи, из порога, кровати, наша вера может сделать благодарного помощника.

» пусть сегодн€ не у всех есть печи. Ќо есть плита и выт€жка. ¬ некотором метафизическом смысле это почти печь. ћожно научитьс€ самой выпекать хлеб дл€ своей семьи (а это не так сложно) с любовью и заботой, и при этом уважительно относитьс€ к духовке как месту рождени€ чуда. ћожно разукрасить плиту, да и всю кухню, слав€нской символикой, цветами.  огда-то это умела делать красиво кажда€ девушка, и люба€ печь была произведением искусства и говорила о характере, душе и ощущении красоты автора. —делайте особенной свою плиту! ≈сли вы когда-то зайдете к нам в гости, увидите, как удачно мне удалось разрисовать подсолнухами и маками газовую колонку. ƒумаю, домовому тоже понравилось.

 ажда€ может вышить на простыне или знаки продолжени€ рода, на шторах – обереги. ћы с легкостью можем научитьс€ и научить детей не садитьс€ и не вставать на стол, не ругатьс€ в доме, правильно выметать мусор, а также вз€ть на заметку другие полезные советы. » тогда наш дом станет действительно и крепостью, и храмом, и самым насто€щим местом счасть€, уголком радости, спокойстви€ и стабильности в бурной жизни, куда всегда будет хотетьс€ вернутьс€, независимо от того, хорошо или очень хорошо за границей и в гост€х.

ѕусть в вашем доме всегда будет свет, любовь, достаток и лад, и Ѕоги с ѕредками с радостью приход€т в гости и благословл€ют весь род на счастье.

–убрики:  Ќародные примудрости


ѕроцитировано 14 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



яло17   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 02 ћарта 2015 г. 13:40 (ссылка)
,
116190390_97846308_0_7d3c9_85ea8cd4_M (300x180, 80Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќльга_Ѕондаревска€   обратитьс€ по имени „етверг, 05 ћарта 2015 г. 16:53 (ссылка)
—пасибо,очень интересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку